- Хам
- младший сын Ноя, родившийся в последнее столетие до потопа и женившийся пред потопом, имел после потопа 4 сыновей: Хуша, Мицраима, Фута и Ханаана. Известный поступок Х. в отношении к отцу своему показывает в нем нечестивого человека. Х. не только сам не имел стыдливости, но хотел, чтобы и братья его разделяли с ним его бесстыдство. Осмеяние и поругание его тем виновнее представляется, что предметом его был его отец. Поступок этот показывает в нем злое и испорченное сердце. Он никогда не позволил бы себе такого поругания над отцом, если бы уже раньше не была изгнана из сердца его та почтительность, какою дети обязаны своим родителям. Он, будучи отцом семейства, смеется над отцом своим, это не смех несмышленного ребенка над пьяным, он презирает, значит, заповедь Божию в сердце своем. Подавление в себе сыновнего чувства к отцу тем еще более виновно в Х., что в патриархальные времена глава семейства был вместе и представителем его, и священником, и ходатаем пред Богом, и хранителем Божественных заветов и обетований. В наглом поступке Хама и благочестии братьев его прямо и ясно выразились различное внутреннее настроение и различный характер сынов Ноевых и их потомства после потопа. То, что так глубоко сложилось и утвердилось в природе их, как родоначальников, и сделалось самостоятельным их воле по законам природы, должно было далее развиваться в их потомстве. Отсюда событие это открывало источники благословения и проклятия Ноя, распространяющие свои потоки на грядущие роды. И в отношении к великой задаче всемирной истории о спасении оно имело важное значение: проявляя в себе благочестие и нечестие, оно давало видеть образ приемлемости спасения в одних и неприемлемости для других. Все это обнимала далеко прозирающая душа Ноя. Непокорность и непочтительность Хама наказана рабством, под игом которого особенно должно было стенать потомство сына его Ханаана. Господь-Спаситель обещан Симу, и как Сим и Иафет были почтительны к отцу, то и в позднейшем потомстве своем они вместе разделяют блага спасения, ибо Иафет должен был вселиться в шатры Симовы, разделяя вместе с ним благословение его рода. В потомках Хама вообще открывается праведный на них суд Божий. Они большей частью наследовали грехи своего прародителя, следуя по стопам его нечестия; не было или мало было у них родительской и детской любви; не было тесных семейных добродетелей, и большая часть их томилась и томится под гнетом внешнего рабства. Согласно первоначальному благословению Божию, имея 4 сынов Хуша, Мицраима, Фута и Ханаана, Хам имел от них многочисленное потомство. Сначала, после потопа, он с потомством своим жил вместе с братьями в возвышенных землях Армении и в долинах Халдеи, но потом потомки его перешли на равнину Сенаарскую и, как самое имя Хама показывает, двинулись далее на юг. Часть их обитала в южной Аравии и в Эфиопии; Египет часто называется землею Хама, и кроме того они населяли Вавилонию, часть Индии, Китай, всю Палестину от Сидона до Герара и Газы и Содома и Гоморры, Адамы и Севаима и другие близлежащие земли. В Палестине, согласно определению Божию, почти все они истреблены были во времена Моисея и И. Навина. В Библии о потомках Хама упоминается еще только в войне царя Сенаарского с тремя его союзниками против пяти царей Ханаанских, и после завоевания земли Ханаанской евреями, при завоеваниях потомков Сима в Аравии, во времена царя Езекии. Впрочем, хотя пророчество Ноя о судьбе Хама представляет только темную его сторону, но Св. Писание намекает, однако же, что некогда, хотя и поздно, во Христе и его потомство будет освобождено от рабства и там будет служить Иегове, и Его благословение и там будет распространяться (псал. 67, 32, Исаии, 19; 17 - 25).
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.